Многие системы и узлы современного автомобиля оснащены электронными блоками, управляющими их работой на основании полученных данных о физических параметрах и положении исполнительных элементов. Эти сведения поступают от датчиков, измеряющих температуру, давление, расход и состав воздуха, скорость вращения, число оборотов и прочие характеристики, а затем преобразующих их в соответствующие определенному значению электрические сигналы, понятные электронному блоку управления (ЭБУ). О семи самых важных датчиках автомобиля расскажем в этой статье.
1. ДПКВ – датчик положения коленчатого вала. Отвечает за определение частоты вращения и текущего положения коленвала двигателя. Представляет собой датчик Холла или индукционную катушку, размещается рядом с зубчатым венцом шкива или маховика и при его вращении формирует сигнал определенной частоты. На основе этих сведений работают системы зажигания и подачи топлива в камеру сгорания. В случае неисправности датчика двигатель работает неровно, а при полном отсутствии сигнала в некоторых автомобилях мотор может вовсе не запуститься. Стандартный код неисправности ДПКВ – P0338, а основная причина неполадок – налипание грязи и металлической стружки на корпус и повреждение разъема.
2. ДМРВ или MAF-sensor – датчик массового расхода воздуха. Термоанемометрический датчик, измеряющий расход воздуха, поступающего во впускной коллектор, с целью корректировки состава топливовоздушной смеси для её более эффективного сгорания. Устанавливается на участке между дроссельной заслонкой и корпусом воздушного фильтра. Коды ошибки ДМРВ – Р0100-0103. Основная причина неисправности – попадание пыли и других механических частиц при повреждении, отсутствии, неправильном подборе и неквалифицированной установке воздушного фильтра. Наряду с ДМРВ для измерения количества поступающего во впуск воздуха также может использоваться датчик абсолютного давления ДАД, имеющий иной принцип работы.
3.ДТОЖ – датчик температуры охлаждающей жидкости. Сведения о температуре охлаждающей жидкости используются для корректировки оборотов холостого хода при прогреве двигателя, а также для управления термостатом с электроприводом и вентилятором радиатора. Датчик достаточно надежен и обычно исчезновение сигнала от него связано с повреждением проводки. Коды неисправности ДТОЖ – P0115-0119.
4.ДК – датчик кислорода или лямбда-зонд. Устанавливается на приемной трубе за выпускным коллектором. Основное назначение – измерение содержания кислорода в отработанных газах для корректировки состава топливовоздушной с целью снижения токсичности выхлопа. В современных моделях обычно используют два лямбда-зонда – второй размещается за катализатором и оценивает эффективность его работы. Основные коды неисправностей ДК – Р0130-0140. Выход из строя обычно связан с низким качеством топлива или серьезным износом двигателя, в результате которого в выпуск и в датчик попадают несгоревшая смесь и масло.
5.ДДМ – датчик давления масла. Устанавливается в блоке цилиндров. Необходим для оповещения о снижении давления в масляной системе двигателя ниже допустимого уровня – обычно 0,5 бар – при падении уровня смазки или выходе из строя насоса. При срабатывании датчика давления масла во время работы двигателя на приборной панели зажигается индикатор в виде масленки. ДДМ выходит из строя в результате воздействия высоких температур и механических повреждений – в этом случае «масленка» горит постоянно.
6. ДПДЗ – датчик положения дроссельной заслонки. Данный датчик размещается в дроссельном узле и передает в ЭБУД информацию о текущем положении запорного элемента, регулирующего поступление воздуха во впускной коллектор. Эти сведения используются для определения количества подаваемого в камеру сгорания топлива. Положение заслонки в свою очередь задается педалью акселератора, поэтому при сбое датчика наблюдаются неадекватные реакции на её нажатие и колебание оборотов двигателя. Чаще всего работа ДПДЗ нарушается после неаккуратной мойки моторного отсека в результате попадания в его корпус воды.
7. ДАБС – датчик антиблокировочной системы. Датчики АБС устанавливаются на ступице каждого колеса и фиксируют скорость их вращения, считывая их с зубчатого диска. Эта информация необходима для корректной работы систем безопасности антиблокировочной, антипробуксовочной и т.д. Чаще всего для решения этой задачи используются надежные индуктивные датчики или датчики Холла, поэтому наиболее распространенной причиной выхода детали из строя являются механическое повреждение и загрязнение поверхности, либо обрыв проводки. При неполадках на панели приборов загорается индикатор в виде надписи ABS в круге. Одновременно возможно появление символа ESC, а также активация других индикаторов и вывод сообщений об ошибке.
Автомобильные датчики
Многие системы и узлы современного автомобиля оснащены электронными блоками, управляющими их работой на основании полученных данных о физических параметрах и положении исполнительных элементов. Эти сведения поступают от датчиков, измеряющих температуру, давление, расход и состав воздуха, скорость вращения, число оборотов и прочие характеристики, а затем преобразующих их в соответствующие определенному значению электрические сигналы, понятные электронному блоку управления (ЭБУ). О семи самых важных датчиках автомобиля расскажем в этой статье.
1. ДПКВ – датчик положения коленчатого вала. Отвечает за определение частоты вращения и текущего положения коленвала двигателя. Представляет собой датчик Холла или индукционную катушку, размещается рядом с зубчатым венцом шкива или маховика и при его вращении формирует сигнал определенной частоты. На основе этих сведений работают системы зажигания и подачи топлива в камеру сгорания. В случае неисправности датчика двигатель работает неровно, а при полном отсутствии сигнала в некоторых автомобилях мотор может вовсе не запуститься. Стандартный код неисправности ДПКВ – P0338, а основная причина неполадок – налипание грязи и металлической стружки на корпус и повреждение разъема.
2. ДМРВ или MAF-sensor – датчик массового расхода воздуха. Термоанемометрический датчик, измеряющий расход воздуха, поступающего во впускной коллектор, с целью корректировки состава топливовоздушной смеси для её более эффективного сгорания. Устанавливается на участке между дроссельной заслонкой и корпусом воздушного фильтра. Коды ошибки ДМРВ – Р0100-0103. Основная причина неисправности – попадание пыли и других механических частиц при повреждении, отсутствии, неправильном подборе и неквалифицированной установке воздушного фильтра. Наряду с ДМРВ для измерения количества поступающего во впуск воздуха также может использоваться датчик абсолютного давления ДАД, имеющий иной принцип работы.
3. ДТОЖ – датчик температуры охлаждающей жидкости. Сведения о температуре охлаждающей жидкости используются для корректировки оборотов холостого хода при прогреве двигателя, а также для управления термостатом с электроприводом и вентилятором радиатора. Датчик достаточно надежен и обычно исчезновение сигнала от него связано с повреждением проводки. Коды неисправности ДТОЖ – P0115-0119.
4. ДК – датчик кислорода или лямбда-зонд. Устанавливается на приемной трубе за выпускным коллектором. Основное назначение – измерение содержания кислорода в отработанных газах для корректировки состава топливовоздушной с целью снижения токсичности выхлопа. В современных моделях обычно используют два лямбда-зонда – второй размещается за катализатором и оценивает эффективность его работы. Основные коды неисправностей ДК – Р0130-0140. Выход из строя обычно связан с низким качеством топлива или серьезным износом двигателя, в результате которого в выпуск и в датчик попадают несгоревшая смесь и масло.
5. ДДМ – датчик давления масла. Устанавливается в блоке цилиндров. Необходим для оповещения о снижении давления в масляной системе двигателя ниже допустимого уровня – обычно 0,5 бар – при падении уровня смазки или выходе из строя насоса. При срабатывании датчика давления масла во время работы двигателя на приборной панели зажигается индикатор в виде масленки. ДДМ выходит из строя в результате воздействия высоких температур и механических повреждений – в этом случае «масленка» горит постоянно.
6. ДПДЗ – датчик положения дроссельной заслонки. Данный датчик размещается в дроссельном узле и передает в ЭБУД информацию о текущем положении запорного элемента, регулирующего поступление воздуха во впускной коллектор. Эти сведения используются для определения количества подаваемого в камеру сгорания топлива. Положение заслонки в свою очередь задается педалью акселератора, поэтому при сбое датчика наблюдаются неадекватные реакции на её нажатие и колебание оборотов двигателя. Чаще всего работа ДПДЗ нарушается после неаккуратной мойки моторного отсека в результате попадания в его корпус воды.
7. ДАБС – датчик антиблокировочной системы. Датчики АБС устанавливаются на ступице каждого колеса и фиксируют скорость их вращения, считывая их с зубчатого диска. Эта информация необходима для корректной работы систем безопасности антиблокировочной, антипробуксовочной и т.д. Чаще всего для решения этой задачи используются надежные индуктивные датчики или датчики Холла, поэтому наиболее распространенной причиной выхода детали из строя являются механическое повреждение и загрязнение поверхности, либо обрыв проводки. При неполадках на панели приборов загорается индикатор в виде надписи ABS в круге. Одновременно возможно появление символа ESC, а также активация других индикаторов и вывод сообщений об ошибке.
Архив новостей