Сколько служат тормозные колодки и как понять, что их пора менять?
Сколько служат тормозные колодки и как понять, что их пора менять?
20.12.2022
Состояние тормозных колодок напрямую влияет не только на эффективность торможения, но и на управляемость транспортного средства. Неравномерный износ или отслоение фрикционных накладок может стать причиной увода автомобиля в сторону при резком нажатии на педаль тормоза. Сколько служат тормозные колодки и как определить, что они нуждаются в замене – читайте ниже.
От чего зависит строк службы тормозных колодок
Средний срок службы тормозных колодок по пробегу в дисковых механизмах – около 40 000 км, в барабанных – около 80 000 км. Эти цифры не являются эталонными и могут изменяться в широких пределах в обе стороны в зависимости от перечисленных ниже факторов.
Материал и качество изготовления. Для качественных изделий типичным поведением является равномерное истончение фрикционной накладки в результате трения о рабочую поверхность тормозного диска. При этом колодка изнашивается примерно в 2-3 раза быстрее диска. Применение более жестких материалов при изготовлении накладок приводит к необходимости чаще менять тормозные диски. Низкокачественные колодки могут либо испортить диск, оставив на нем глубокие борозды, либо стереться уже за пару десятков километров. Худший вариант – отслоение фрикционной накладки от основания из-за низкокачественного клеящего состава или нарушения технологии.
Условия эксплуатации. Повышенный износ фрикционных накладоксвойственен для автомобилей, эксплуатируемых преимущественно на скоростных трассах и в гористой местности. Это происходит из-за активного использования тормозов на спусках и необходимости резкого сброса скорости.
Манера вождения. При плавном движении и торможении двигателем нагрузка на фрикционные пластины снижается. Если же водитель предпочитает активное вождение резко разгоняясь даже на коротких участках, с последующим торможением «в пол», замена потребуется значительно быстрее.
Тип КПП. Практика показывает, чтов автомобилях с автоматической трансмиссией менять тормозные колодки приходится чаще, чемв моделях с РКПП. Причина в том, что коробка-автомат продолжает разгонять транспортное средство по инерции некоторое время после отпускания педали акселератора. А вот ручная коробка передач, переключенная на более низкую ступень, наоборот способствует замедлению, что в некоторых случаях позволяет даже обходиться без нажатия на тормоз.
В результате сочетания данных условий срок службы тормозных колодок может сокращаться и увеличиваться до 50% от среднего значения. Именно поэтому определять его по пробегу не следует вовсе. Замена тормозных колодок производится, когда остаточная толщина фрикционных накладок достигнет минимально допустимого значения, указанного производителем автомобиля. Обычно это 2-3 мм.
Как определить, когда менять тормозные колодки
Наиболее достоверный способ убедиться в том, что пора менять тормозные колодки – измерить толщину фрикционных накладок. Если до минимального значения не больше 1 мм – пора покупать новые. Однако для проведения точных замеров для этого необходимо снять как минимум колесо, а в случае с барабанным механизмом ещё и барабан.
На то, что тормозные колодки требуют немедленной замены, указывают следующие характерные признаки:
увеличение продолжительности тормозного пути;
скрип и скрежет при торможении;
вибрация педали тормоза при нажатии;
снижение уровня тормозной жидкости;
увеличенный ход рычага стояночного тормоза (для задних колодок);
неровности и изменение цвета рабочей поверхности тормозных дисков;
увод автомобиля в сторону при торможении.
Некоторые из перечисленных симптомов могут указывать на иные неисправности тормозной системы, например, заклинивание цилиндра или направляющих суппорта, утечку тормозной жидкости, износ тормозных дисков и барабанов. Если проверка показала, что с колодками всё в порядке, следует провести более глубокую диагностику.
В ряде моделей тормозные механизмы оснащаются датчиками, которые измеряют остаточную толщину накладок. В этом случае при достижении критического значения загорается соответствующий индикатор или высвечивается сообщение на приборной панели. Также колодки могут быть оснащены так называемыми «пискунами» — пластинами, которые при достижении накладкой минимальной толщины соприкасаются с диском, издавая резкий звук.
Сколько служат тормозные колодки и как понять, что их пора менять?
Состояние тормозных колодок напрямую влияет не только на эффективность торможения, но и на управляемость транспортного средства. Неравномерный износ или отслоение фрикционных накладок может стать причиной увода автомобиля в сторону при резком нажатии на педаль тормоза. Сколько служат тормозные колодки и как определить, что они нуждаются в замене – читайте ниже.
От чего зависит строк службы тормозных колодок
Средний срок службы тормозных колодок по пробегу в дисковых механизмах – около 40 000 км, в барабанных – около 80 000 км. Эти цифры не являются эталонными и могут изменяться в широких пределах в обе стороны в зависимости от перечисленных ниже факторов.
Материал и качество изготовления. Для качественных изделий типичным поведением является равномерное истончение фрикционной накладки в результате трения о рабочую поверхность тормозного диска. При этом колодка изнашивается примерно в 2-3 раза быстрее диска. Применение более жестких материалов при изготовлении накладок приводит к необходимости чаще менять тормозные диски. Низкокачественные колодки могут либо испортить диск, оставив на нем глубокие борозды, либо стереться уже за пару десятков километров. Худший вариант – отслоение фрикционной накладки от основания из-за низкокачественного клеящего состава или нарушения технологии.
Условия эксплуатации. Повышенный износ фрикционных накладоксвойственен для автомобилей, эксплуатируемых преимущественно на скоростных трассах и в гористой местности. Это происходит из-за активного использования тормозов на спусках и необходимости резкого сброса скорости.
Манера вождения. При плавном движении и торможении двигателем нагрузка на фрикционные пластины снижается. Если же водитель предпочитает активное вождение резко разгоняясь даже на коротких участках, с последующим торможением «в пол», замена потребуется значительно быстрее.
Тип КПП. Практика показывает, чтов автомобилях с автоматической трансмиссией менять тормозные колодки приходится чаще, чемв моделях с РКПП. Причина в том, что коробка-автомат продолжает разгонять транспортное средство по инерции некоторое время после отпускания педали акселератора. А вот ручная коробка передач, переключенная на более низкую ступень, наоборот способствует замедлению, что в некоторых случаях позволяет даже обходиться без нажатия на тормоз.
В результате сочетания данных условий срок службы тормозных колодок может сокращаться и увеличиваться до 50% от среднего значения. Именно поэтому определять его по пробегу не следует вовсе. Замена тормозных колодок производится, когда остаточная толщина фрикционных накладок достигнет минимально допустимого значения, указанного производителем автомобиля. Обычно это 2-3 мм.
Как определить, когда менять тормозные колодки
Наиболее достоверный способ убедиться в том, что пора менять тормозные колодки – измерить толщину фрикционных накладок. Если до минимального значения не больше 1 мм – пора покупать новые. Однако для проведения точных замеров для этого необходимо снять как минимум колесо, а в случае с барабанным механизмом ещё и барабан.
На то, что тормозные колодки требуют немедленной замены, указывают следующие характерные признаки:
Некоторые из перечисленных симптомов могут указывать на иные неисправности тормозной системы, например, заклинивание цилиндра или направляющих суппорта, утечку тормозной жидкости, износ тормозных дисков и барабанов. Если проверка показала, что с колодками всё в порядке, следует провести более глубокую диагностику.
В ряде моделей тормозные механизмы оснащаются датчиками, которые измеряют остаточную толщину накладок. В этом случае при достижении критического значения загорается соответствующий индикатор или высвечивается сообщение на приборной панели. Также колодки могут быть оснащены так называемыми «пискунами» — пластинами, которые при достижении накладкой минимальной толщины соприкасаются с диском, издавая резкий звук.
Архив новостей