Моторы отопителя - Обимед Рус

Моторы отопителя

26.09.2022

Мотор отопителя, вентилятор отопителя или мотор печки – элемент системы вентиляции, обеспечивающий принудительную подачу воздуха в салон автомобиля и циркуляцию внутри него, а также прохождение через радиатор отопителя и испаритель кондиционера, при его наличии. В зависимости от конструктивных особенностей узел может представлять собой как отдельный электродвигатель, так и комплект с крыльчаткой осевого или центробежного типа.

Осевые и центробежные вентиляторы отопителя

Непосредственно мотор отопителя во всех моделях имеет практически неизменную конструкцию. Обычно он представляет собой коллекторный электродвигатель постоянного тока, основными элементами которого являются статор, ротор, щеточный узел и вал, закрепленный втулками или подшипниками. Регулировка скорости вращения вала, на котором крепится крыльчатка, осуществляется резисторным или импульсным модулем. Последний вариант характерен для современных моделей, где число оборотов двигателя вентилятора может выбираться системой климат-контроля в автоматическом режиме.

В зависимости от типа крыльчатки и направления подачи воздуха моторы печки делятся на осевые и центробежные. Первые устанавливаются на ВАЗ 2001-2107, 2121, ИЖ 412, а также грузовые автомобили КАМАЗ, ЗИЛ, Урал и автобусы ПАЗ. Осевой вентилятор отопителя оснащается крыльчаткой в виде пропеллера, которая направляет поток воздуха вдоль оси вращения. Его основными преимуществами являются простота и надежность, однако из-за больших габаритов и низкой производительности в современных моделях легковых автомобилей такая конструкция практически не применяется.

В центробежном вентиляторе отопителя крыльчатка выполнена в виде колеса сформированного из множества расположенных под углом ламелей, при этом двигатель размещается внутри него, что позволяет сделать узел более компактным. Центробежный мотор отопителя направляет поток воздуха перпендикулярно оси вращения вала, отличается высокой производительностью, в особенности в случае применения двухрядной крыльчатки, и относительно невысоким уровнем шума. Такие вентиляторы устанавливаются на ГАЗ 3302, 3310, ВАЗ 2108-2109, 2110-2112 и более современные отечественные и зарубежные модели.

Центробежные вентиляторы отопителя чаще всего поставляются в виде готового узла. Осевой мотор печки может предлагаться как без крыльчатки, так и вместе с нею.

Основные причины выхода из строя моторов отопителя

В оснащенных системой кондиционирования автомобилях мотор отопителя функционирует практически постоянно вне зависимости от сезона. Сам двигатель достаточно редко выходит из строя, однако узел содержит детали, подверженные естественному износу, которые могут статьи причиной ухудшения работы или остановки вентилятора.

Слабые места вентилятора отопителя:

  1. Щеточный узел. Скользящие контакты коллекторного узла изнашиваются в результате интенсивного трения, в результате чего нарушается электрическая связь подвижной и неподвижной частей. Около 25% отказов электродвигателя происходит по этой причине.
  2. Подшипник или втулка. Повышенная вязкость или недостаточное количество смазки, а также износ пар трения приводят к смещению вала и появлению скрипа, гула и треска при работе вентилятора.
  3. Резисторный модуль. Может выйти из строя в результате перегрева. В этом случае вал двигатель будет вращаться только с максимальной скоростью.
  4. Крыльчатка. Повреждается в результате заклинивания из-за попадания посторонних предметов при отсутствии или прорыве салонного фильтра.

Выход из строя самого двигателя обычно связан с внешними причинами – заклиниванием вала, попаданием воды в корпус, повышенным напряжением в бортовой сети.

Особенности и преимущества моторов отопителя Zommer

Под маркой Zommer производятся моторы отопителя для автомобилей ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ИЖ, КАМАЗ, Краз, Урал, ЗИЛ, ПАЗ и тракторов. Мощность и геометрия корпуса полностью идентична оригинальны узлам, что гарантирует их совместимость.

Достоинства вентиляторов отопителя Zommer:

  • Герметичные уплотнения.
  • Устойчивый к коррозии корпус двигателя.
  • Износостойкий щеточный узел.
  • Проводка и разъемы с качественной изоляцией.
  • Крыльчатка из высокопрочного пластика.